Диагноз аутизм: что за болезнь

Несмотря на огромное количество информации, которое сегодня доступно только по одному клику после запроса «аутизм» большинство родителей реагируют на этот диагноз, поставленный их ребенку, как страшный приговор. Несмотря на разновидности болезни, случаи, которые поддаются максимальной коррекции, паника и страх идут впереди всех логических доводов. Как в любом деле, вначале нужно разобраться и получить грамотную информацию.

Диагноз аутизм – что это за болезнь

Аутизм – это расстройство психического, а также психологического развития. Для болезни свойственен дефицит эмоциональных проявлений, а также коммуникативной сферы. Само слово «аутизм» обозначает уход в самого себя. Часто в речи такого человека отсутствует не только эмоциональный, но и социальный смысл.

Диагноз чаще ставится до 3-5 лет. Определить болезнь с рождения проблематично, хотя внимательные родители могут и в младенчестве увидеть какие-то тревожные признаки.

Возможные причины возникновения аутизма:

  • Хромосомные аномалии (генетическое объяснение);
  • Инфицирование беременной краснухой;
  • Туберозный склероз;
  • Условно нарушения жирового обмена.

Диагноз аутизм ставится еще в детстве

Надо пояснить, что эти причины необязательны, и только лишь предполагается возможная связь факторов. Так, например, были наблюдения, что чаще дети-аутисты рождаются у матерей с ожирением. Точно можно сказать – истинные причины аутизма не выявлены до сих пор, значит, многое в этой болезни загадка.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Список может быть очень длинным, и некоторые признаки свойственны одним детям, но не отмечаются у других. Потому принято выделять четыре главных признака, это те самые тревожные симптомы, которые могут заметить родители. Их следует знать даже тем, кто не воспитывает больного малыша, но планирует стать родителем.

4 признака аутизма:

  • Нарушенное социальное поведение;
  • Стереотипное поведение;
  • Нарушение коммуникативной функции;
  • Ранние признаки, проявление патологии в 3-5 лет.

Каждый из признаков заслуживает более подробного рассмотрения. Так, нарушения социального поведения выражаются в том, что ребенок избегает привычного межличностного общения. Контакт глаза-в-глаза не понятен аутисту, иногда кажется, что он смотрит сквозь человека. Дело в том, что ребенок не воспринимает образ своего собеседника целостным.

Социальные нарушения при болезни аутизм

Ребята обладают скудной мимикой. И эта мимика может не соответствовать ситуации. Когда их веселят, они далеко не всегда улыбаются и радуются. При этом сами они могут рассмеяться, как кажется окружающим, ни с того, ни с сего. Жесты детки-аутисты используют только для обозначения своих нужд. При прогулке с годовалым-двухлетним малышом свойственна ситуация: ребенок увидел кота, показал на него пальчиком, чтобы обратить внимание родителя. Аутист указывает пальцем только на то, что обозначает предмет его нужды – например, есть, рисовать, лепить.

Также у детей-аутистов отмечаются:

  • Неспособность анализировать эмоции окружающих;
  • Всякое отсутствие интереса к сверстникам;
  • Отсутствие ответа на общение и эмоции;
  • Затруднения в играх, где нужно использовать воображение, знать определенные социальные роли.

Когда-то существовало мнение, что детки-аутисты вообще не способны на эмоциональную привязанность. Но наблюдения показали, что ребенок нервничает, если уходит мама. Когда рядом родственники, он в большей степени идет на контакт, он менее зациклен на своих привычных занятиях.

Нарушенная коммуникация при аутизме у детей

У ребенка либо отмечаются задержки речи, либо речь и вовсе отсутствует. При тяжелой форме аутизма дети не говорят. Они ограничиваются несколькими словами, обозначающими их потребности – спать, есть, пить. Появление речи может сопровождаться ее бессвязным характером. Дети могут долго повторять фразу, которая для окружающих лишена всякого смысла.

Дети, болеющие аутизмом, должны развиваться по специальной программе, составленной специалистами

Присущ аутистам и аномальный характер речи:

  • При ответе на вопрос ребенок повторяет вопрос или его часть;
  • Речь очень громкая или очень тихая;
  • Интонации речи неправильные;
  • Так называемый возраст вопросов задерживается или не наступает совсем.

Но не нужно путать повторы и эхолалии аутистов с некоторыми этапами возраста обычных детей, которым тоже свойственно проговаривание частей вопроса. Так, это часто встречается у деток трех лет, когда речь их активно развивается. Они проговаривают вопрос или его окончание для большего осмысления, а также для «вкуса» речи.

Что означает стереотипное поведение при болезни аутизм

Ребенок может зациклиться на одном занятии, не может переключиться. Например, он часами играет с кубиками, и сюжет игры не меняется. Его тяжело отвлечь от этого занятия.

Также дети-аутисты:

  • Выполняют определенные повторяющиеся ритуалы – им нельзя менять распорядок дня, нельзя менять маршрут прогулки, нельзя переставлять вещи в комнате;
  • Многократно повторяют движения, в которых отсутствует смысловая нагрузка.

Ребенок-аутист нуждается в самостимуляции. Это движения однотипного характера, повторяющиеся, их он использует, когда обстановка его настораживает или пугает.

Так, ребенок может хлопать в ладоши, щелкать пальцами, покачивать головой. Движения однообразны, зацикленны. Они словно помогают ему выйти из состояния страха, справиться с собой.

Лечение аутизма у детей

Такого лекарства, которое вылечит аутизм, на сегодняшний день нет. Диагноз пожизненный, но это не повод отчаиваться. Чем раньше диагностирована патология, тем более она поддается коррекции. Если упорно и регулярно заниматься с ребенком, создавать благоприятную среду, результат будет.

Так что в лечение аутизма может входить:

  • Формирование навыков для обучения – научиться устанавливать контакт, научить его хотя бы зачаткам речи при ее отсутствии;
  • Устранение неконструктивного поведения;
  • Обучение наблюдению и подражанию;
  • Обучение простым социальным играм, переходящим в социальные навыки;
  • Обучение эмоциональному контакту.

Лечение не сводится к приему препаратов, это психолого-педагогический труд, который не предполагает выходных и отпусков.

Аутизм – это общее название. Так, например, если ребенку поставлен диагноз Синдром Аспергера, то он проявляется только после семи лет. Уровень интеллекта нормальный, отклонения есть, но они не мешают ребенку учиться в школе и в институте. Синдром Ретта – заболевание тяжелое, встречается оно только у девочек. Мозг при этом недоразвит, наблюдается эпилептическая активность. А есть еще атипичный аутизм, требующий индивидуальной коррекции.

Для лечения аутизма зачастую в конкретном случае подбирается индивидуальный метод

В лечении аутизма выделяют поведенческую терапию. Наблюдают за поведением и реакциями ребенка, на основе чего для конкретного малыша подбираются стимулы. И все желательные реакции нужно подкреплять поощрением. Также с детками обязательно проводятся логопедические занятия, вырабатываются навыки самообслуживания. Препараты применяют только в кризисных ситуациях.

Какие болезни ошибочно принимают за аутизм

Напуганный частотой случаев аутизма родители часто принимают любые непонятные или, как им кажется, неадекватные реакции ребенка, за аутизм. Даже упрямство, задержка развития речи кажется родителям признаком болезни. Есть ситуации действительно похожие, и такое восприятие неудивительно.

С аутизмом часто путают:

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, сегодня у каждого третьего ребенка отмечаются проявления этого синдрома, ребенок неусидчив, есть сложности в учебе, ведет себя он слишком подвижно;
  • Тугоухость – задержка речи обусловлена нарушениями слуха;
  • Шизофрения – она начинается в более позднем возрасте, ранее 5 лет ее фактически не диагностируют.

При любых тревожных симптомах, особенно отсутствии эмоционального контакта, если ребенок, например, не откликается на свое имя, нужно обратиться сначала к педиатру, затем к неврологу. Диагноз требует серьезного ряда исследований, никто по беглому осмотру его не поставит. Главное, не тянуть с обращением к специалистам.

Атипичный аутизм – что это за болезнь (видео)

Сегодня к аутизму меняется и отношение общественность. Есть специальные центры, где родители объединяются с педагогами, и занимаются детками. Ранняя коррекция позволят аутистам максимально полноценно при таком диагнозе жить, находя и свое место в обществе.

Оцените статью
Добавить комментарий