Что такое ранний детский аутизм: 7 симптомов

Чаще всего, ранний детский аутизм отмечается у детей в возрасте от 1 до 3 лет у 2-4 детей на 10 тыс., после 5 лет не диагностируется, у мальчиков встречается данная форма психического расстройства в 4 раза чаще, чем у девочек. Биологических маркеров этой болезни не выявлено, в основном, определяется психологическим и эмоциональным состоянием.

Симптомы РДА

Симптомы РДА различают уже в раннем возрасте, при контакте с матерью грудные, дети не выражают оживленности, в отличие от здоровых. Такие дети не улыбаются родителям, иногда даже не проявляют реакцию на внешние раздражители, при этом может возникнуть подозрение на физические нарушения, в том числе органов чувств. Отмечается нарушения сна, он поверхностный и беспокойный, такие дети мало спят.

Дети с РДА:

  • Плохо чувствуют голод;
  • проявляют отсутствие аппетита или однотипные предпочтения в еде;
  • Проявляют интерес к неодушевленным предметам, приписывая им свойства одушевленных, ввиду чего часто их путают.

Поведение в основном однообразно, ребенок может часами повторят ряд незамысловатых действий, со стороны похожих на игру, но без развития сюжета. Также дети с РДА склонны к одиночеству, индифферентное отношение даже к матери, предполагает их стремление к уединению, так они чувствуют себя лучше.

Считается, что при РДА у детей ярко выражена боязнь всего нового.

Изменение окружающей обстановки, нарушение режима сна и отдыха, может вызвать агрессивное поведение ребенка и бурную реакцию на происходящее. Кроме того, при РДА свойственно нарушение двигательных функций. У ребенка с РДА неуверенная походка, не выраженная мелкая моторика, появляются признаки стереотипных движений.

Признаки РДА у детей

В дальнейшем аномалии в поведении выявляются в основном в социальной сфере. Отсутствует отклик на вербальное взаимодействие, дети не реагируют на эмоции окружающих, как бы «уходят» в себя. Здесь включается патологическая склонность к фантазирова­нию.

Ребенок переплетает когда-то услышанные сказки и разговоры взрослых, может отождествлять себя с антигероями или животными, при этом в первом случае ребенок будет проявлять агрессию, а во втором может потребовать кормить его, как зайца.

Ребенок может даже написать яркий и образный рассказ о себе и о событиях, которые якобы с ним произошли. К слушателям, которые не мешают им фантазировать, ребенок может привязаться. Все эти фантазии помогают ребенку преодолеть страхи.

Признаками РДА являются проявление признаков агрессии, избегание телесных контактов и отсутствие взаимности на эмоции окружающих

Кроме того, для РДА характерно:

  • Отсутствие взаимности на эмоции окружающих;
  • Не типичный интерес к неодушевленным предметам, приписывание им несуществующих характеристик;
  • Может отсутствовать реакция на собственное имя;
  • Общение без тональностей в голосе;
  • Избегание телесных контактов;
  • Нарушается режим сна и отдыха, приема пищи;
  • Появляются признаки агрессии.

Наблюдаются симптомы нарушения речи, неспособность четко излагать свои мысли, характеризовать собственные эмоции и выражать их соответственно сложившейся ситуации. Дети становятся невосприимчивыми к социальным, эмоциональным и коммуникативным сигналам.

Особенности детей с РДА

Дети с диагнозом «аутизм» привязываются к тем, кто о них хорошо заботится, но при этом могут не различать лица и эмоции. Часто матери во времени беременности отмечают плохое состояние и беспокойство, после рождения, такие дети признаются нормальными, но к 2 годам уже можно определить косвенные признаки раннего детского аутизма.

Специалисты выделяют 4 группы детей с РДА:

  • Отчуждение от окружающего (выражается в отрицании контакта);
  • Неприятие окружающего (стереотипии двигательного и речевого характера);
  • Замена окружающего (дети замещают вербальное общение фантазиями);
  • Сверхтормозимость от окружающего (робость, застенчивость и пугливость).

Многие способность детей запоминать и повторять услышанные детьми фразы, тексты песен, стихи и т.д. (эхолалия) могут принять за одаренность. Такая вероятность есть, но необходимо обратить внимание на другие сопутствующие заболеванию симптомы. Если описанные симптомы носят постоянный характер, целесообразно обратиться к профильному специалисту – психологу или психотерапевту.

Отличие РДА от РСА

Крайне важным является на ранних сроках определить, чем страдает ребенок, ранним детским аутизмом (РДА) или расстройством аутического спектра (РАС). На первый взгляд, симптомы РДА и РАС трудно различимы.

При РАС также наблюдается отрицание окружающего, стереотипное поведение, дети плохо идут на контакт с людьми даже близкими, пугаются яркого света, подвержены неоправданным страхам, фобиям, имеют нарушение сна, пищеварения.

Природа РАС все же носит биологический характер, хоть и не является самостоятельным заболеванием, как правило, этот диагноз ставят детям, имеющим заболевания центральной нервной системы. В отличие от РДА, расстройство аутического спектра можно откорректировать медикаментозно. Вот почему необходимо строго дифференцировать РДА и РАС, при своевременной диагностике, лечение и реабилитация принесет положительные результаты в 70% случаев.

Диагноз детский аутизм ставится врачом после различных консультаций и анализов

Диагноз устанавливается в несколько этапов:

  • Исследование состояния ребенка в анамнезе;
  • Формирование комиссии специалистов (детский психолог, психиатр, невролог, педиатр, логопед);
  • Клинические исследования;
  • Функциональная диагностика (УЗИ и ЭЭГ);
  • Генетический анализ.

Эти состояния поддаются лечению, стоит приготовится к тому, что это долгий и сложный процесс. Назначенный курс лечения не рекомендуется прерывать, поэтому родителям детей с РДА понадобится много терпения и психологических сил.

Рекомендуется соблюдать некоторые правила при лечении раннего детского аутизма:

  • Терапия провожается дома, в детском саду и школе;
  • Ежедневная тренировка полученных навыков;
  • Стабильное посещение одного и того же специалиста;
  • Консультации психотерапевта совместно с родителями;
  • Уделять внимание совместному отдыху;
  • Общение с родителями детей больных аутизмом;
  • Следить за психологическим состоянием ребенка;
  • Стараться не нервировать его;
  • Относится к нему и его состоянию с пониманием;
  • Обеспечить постоянные, комфортные условия для ребенка;
  • Помогать ребенку при социальной адаптации.

Использование комплекса препаратов, методов стимуляции мозга, мероприятий по социальной адаптации дома и в школе, массажей, лечебной физкультуры должны лечь в основу лечения раннего детского аутизма. При своевременном лечении и коррекции, можно прогнозировать положительную динамику процесса.

Дети с ранним детским аутизмом (видео)

Главная задача в борьбе с этим нелегким заболеванием – не упустить время и начать своевременное лечение. При выявлении первых признаков раннего детского аутизма, необходимо незамедлительно обратиться к неврологу за консультацией. В последствии, при подтверждении диагноза, приступать к лечению без промедления.

Оцените статью
Добавить комментарий